1. Систематизация нормативно-правовой базы по организации и контролю питания в дошкольных образовательных учреждениях: наличие пакета документов в ДОУ федерального, областного, муниципального уровней, регламентирующие организацию детского питания в МДОУ:
Федеральный уровень:
Нормативные правовые акты Президента Российской Федерации
Указ Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. № 1351 «Об утверждении Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года».
Указ Президента Российской Федерации от 30 января 2010 г. № 120 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации».
Нормативные акты Правительства Российской Федерации
Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2010 г. № 1873-р).
Федеральные законы
Закон Российской Федерации от 7.02.1992 №2300-I "О защите прав потребителей".
Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 2 января 2000 г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов».
Федеральный закон от 12 июня 2008 г. № 88-ФЗ «Технический регламент на молоко и молочную продукцию».
Федеральный закон от 24 июня 2008 г. № 90-ФЗ «Технический регламент на масложировую продукцию».
Федеральный Закон РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
Ведомственные нормативные акты
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 27 февраля 2007 г. № 54 «О мерах по совершенствованию санитарно-эпидемиологического надзора за организацией питания в образовательных учреждениях».
Письмо Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 16 мая 2007 г. № 0100/4962-07-32 «О действующих нормативных и методических документах по гигиене питания».
Приказ Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. № 213н/178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся, воспитанников образовательных учреждений».
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 27.03.2007 №13 "Об утверждении санитарных правил СП 1.1.2193-07" (вместе с "СП 1.1.2193-07. 1.1. Общие вопросы. Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий. Изменения и дополнения N 1 к СП 1.1.1058-01. Санитарные правила").
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях».
Методические рекомендации и указания
Методические рекомендации MP 2.3.1.2432-08 «Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации» (утверждены Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 18 декабря 2008 г.).
Методические рекомендации по организации питания обучающихся, воспитанников в образовательных учреждениях (утверждены приказом Минздравсоцразвития России и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. № 213н/178).
2. Отсутствие предписаний надзорных органов по организации питания в ДОУ
По итогам 2017 года отсутствуют предписания надзорных органов по организации питания в ДОУ.
3. Наличие штрафных санкций по итогам проверок надзорных органов
Отсутствуют штрафные санкции по итогам проверок надзорных органов по организации питания в ДОУ
4. Результаты исполнения предписаний
По итогам 2017 года отсутствуют предписания надзорных органов по организации питания в ДОУ.
5. Отсутствие жалоб со стороны родителей на организацию питания в ДОУ
Отсутствуют обоснованные жалобы со стороны родителей на организацию питания в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детском саду «Солнышко» с.Вадинск.
6. Наличие документации по организации питания
При организации питания детей в ДОУ важно правильно оформлять и вести необходимую документацию. Кроме того, учреждение своевременно контролирует изменения в законодательстве и поддерживает картотеку документов в актуальном состоянии. Перечень документов по питанию, обязательных для ведения в детском саду, представлен ниже.
Документация по организации питания у заведующего детского сада:
Осуществление производственного контроля за соблюдением санитарно-эпидемиологического законодательства при организации питания детей (карты контроля):
Документация по организации питания на пищеблоке детского сада:
Документация по организации питания у экономиста детского сада:
Документация по организации питания у начальника хозяйственного отдела детского сада:
Договоры или контракты (государственные контракты) с поставщиками товаров и услуг:
Документы, подтверждающие качество и безопасность оборудования, посуды, упаковочных и других материалов, контактирующих с пищей:
Документация по организации питания у кладовщика детского сада:
Документы (заверенные копии), подтверждающие качество и безопасность на получаемые (закупаемые) пищевые продукты:
Документация по организации питания у медицинской сестры детского сада:
7. Наличие 10-ти дневного меню, утвержденного руководителем ДОУ
Питание организовано в соответствии с примерным 10-дневным меню, утвержденным заведующим МДОУ , с учетом физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для детей всех возрастных групп и рекомендуемых суточных наборов продуктов для организации питания детей в дошкольных образовательных организациях.
Меню разработано совместно шеф-поваром, экономистом и медицинским работником детского сада. Составляя меню, сотрудники в детском саду учитывали: суточный набор продуктов и норм питания на одного воспитанника; объем порций; нормы взаимозаменяемости продуктов при приготовлении блюд; нормы потерь при холодной и тепловой обработке; данные о химическом составе продуктов и блюд.
8. Наличие помещений пищеблока в соответствии с СанПин 2.4.1.3049-13
В рамках программы «Расходы на приведение зданий, сооружений, территорий и материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в соответствие с современными требованиями и нормами» в МДОУ детский сад "Солнышко" с.Вадинск в июле-августе 2019 года был сделан ремонт пищеблока. Капитальный ремонт пищеблока не проводился с его открытия 1990 года. Были проведены работы по замене электропроводки и электрооборудования (светильники, розетки, автоматические электровыключатели, водонагреватели накопительного типа), системы отопления (трубы, радиаторы), сантехники (смесители, раковины, ванны, сифоны), кафельной плитки, и дверных блоков в цехах.
Обновленный пищеблок состоит следующего набора помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов (см. Приложение № 1 – фото 5-8).
9. Наличие технологического оборудования пищеблока
Техническая база пищеблока ДОУ - устройство и оборудование пищеблока соответствуют санитарным правилам и нормам к организации детского общественного питания.
Пищеблок оснащен необходимым технологическим, холодильным и моечным оборудованием, производственным инвентарем, кухонной посудой. Все технологическое и холодильное оборудование исправно (наличие технических паспортов и договора на выполнение работ по ремонту технологического оборудования с ООО «Титан-2001» от 03.10.2016 г. № 48).
Технологическое оборудование оборудовано локальными вытяжными системами вентиляции в зоне максимального загрязнения.
Технологическое оборудование пищеблока МДОУ детский сад «Солнышко»с.Вадинск:
10. Соответствие оборудования пищеблока требованиям СанПин 2.4.1.3049-13
Пищеблок оснащен производственным инвентарем, кухонной посудой. На складе все продукты хранятся на стеллажах и подтоварниках, согласно требованиям ГОСТ.
Производственное оборудование, разделочный инвентарь и посуда отвечают предъявляемым требованиям:
Моечные ванны для обработки кухонного инвентаря, кухонной посуды и производственного оборудования пищеблока обеспечены подводкой холодной и горячей воды через смесители.
11. Соответствие технологической и кулинарной обработки продуктов СанПин 2.4.1.3049-13
При приготовлении блюд соблюдается принцип «щадящего питания»: для тепловой обработки применяется варка, запекание, припускание, пассерование, тушение (жарка не допускается). Меню ежедневно размещается для ознакомления родителей на групповых стендах. В меню представлено большое разнообразие блюд, исключены их повторы, широко используются продукты с повышенной пищевой и биологической ценностью, что позволяет скорректировать пищевую ценность рациона, сформировать у детей навыки здорового питания, правильных вкусовых предпочтений.
В целях профилактики гиповитаминозов у детей круглогодично проводится искусственная витаминизация третьих блюд аскорбиновой кислотой. Для профилактики йод-дефицитных состояний у детей при приготовлении пищи используется только йодированная поваренная соль, соответствующая требованиям государственных стандартов (см. Приложение № 1 – фото 19-24).
12. Санитарное состояние пищеблока, кладовых ДОУ
Выполнение санитарно-гигиенических правил в пищеблоке ДОУ регламентируется санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
В помещениях пищеблока ежедневно проводится уборка: мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников; еженедельно с применением моющих средств проводится мытье стен, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти. Один раз в месяц проводится генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
Медицинская сестра строго отслеживает соблюдение сроков прохождения медицинских обследований персоналом с обязательными отметками в санитарных книжках; проводит ежедневные осмотры работников пищеблока на наличие гнойничковых заболеваний кожи, следит за соблюдением личной гигиены сотрудниками пищеблока.
Каждый сотрудник пищеблока ознакомлен под роспись с инструкциями по режиму работы в пищеблоке.
На пищеблоке ДОУ созданы необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и т.п.).
13. Создание безопасных условий и гигиенической обстановки при подготовке и во время приема пищи
Процесс приема пищи детей происходит по группам, где на специально отведенной территории установлены столы и стулья. Помощники воспитателя получают блюда на раздаче, на кухне и доставляют их в помещение группы. Каждый помощник получает блюда в определенное время с разницей в 3-5 минут. Кухня (пищеблок) находится в помещении ДОУ на первом этаже.
Обязательным условием проведения процесса питания является подготовка помещения: чистое, проветренное помещение; правильный подбор и расстановка мебели в соответствии возрастом и ростом детей (столы и стулья соответствуют росту детей, с тем, чтобы ноги имели опору, а руками, согнутыми в локтях, дети могли бы, не поднимая плеч, свободно действовать приборами). Воспитатели следят за тем, чтобы за столом не было тесно, иначе неудобное положение может вызвать у детей раздражение, конфликты между сидящими рядом. В каждой группе разработаны оптимальные схемы посадки воспитанников с учетом роста, дружеских симпатий, возможностью мотивации детей со слабым аппетитом.
14. Воспитание культурно-гигиенических навыков во время приема пищи
Важным фактором обеспечения благоприятных условий приема пищи является подача пищи и постепенная смена блюд. Смену блюд мы производим после того, как ребенок съест предыдущее блюдо. В процессе еды воспитатели следят, охотно ли едят дети, соблюдают ли правила культурной еды. В случае необходимости, воспитатель, не привлекая внимания остальных, напоминает или показывает правильные способы обращения со столовыми приборами. Некоторые вопросы, связанные с процессом питания - о дежурствах, о пользовании приборами, о поведении за столом, являются предметом специальных бесед и разговоров воспитателя с детьми в совместной образовательной деятельности.
В процессе приема пищи происходит формирование следующих культурно-гигиенических навыков: мыть руки перед едой; аккуратно есть; брать хлеб столько, сколько съешь; есть молча; жевать с закрытым ртом; пользоваться салфеткой; правильно сидеть за столом; уметь обращаться с ложкой, вилкой, столовым ножом; тщательно пережевывать пищу. Переход навыка в привычку достигается систематическим повторением в одинаковых или сходных условиях. Пока привычка не закрепилась, ребенок нуждается в контроле и указаниях взрослого, а также в поощрении, похвале, одобрении.
Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений. В группах младшего возраста, с культурно- гигиеническими навыками, культурой еды, воспитанники знакомятся в процессе игры с любимой игрушкой («Кукла Катя обедает»). Действуя с куклой, воспитатель обучает элементарным, но важным навыкам: мыть руки перед едой, правильно пользоваться столовыми приборами (ложкой, вилкой, в старших группах - ножом), контролировать свой внешний вид во время еды, а пользоваться по мере необходимости салфеткой. В старших группах воспитанники изучают правила общепринятого этикета: учатся вести себя в общественных местах (в кафе, ресторанах, гостях) закрепляются эти правила в сюжетно-ролевых играх: «Кафе», «Семья», «В гостях», «День рождение друга (подруги)», а также на досугах и праздниках. Данный вид деятельности считаем актуальным и продуктивным, отвечающим современным запросам родителей.
15. Соблюдение требований сервировки с учетом возраста детей. Эстетика сервировки
Каждая группа обеспечена необходимой посудой и приборами в соответствии с возрастом и количеством детей: устойчивые чашки с блюдцами (бокалы), небольшие по размеру глубокие и мелкие тарелки, приборы из нержавеющего металла – ложки чайные и столовые, плоские вилки, неострые ножи.
Столы накрываются скатертью или моющейся индивидуальной салфеткой под каждый прибор, используются элементы украшения стола.
Дети активно принимают участие в дежурстве. Дежурство - «традиционная» форма организации детского труда, имеет большую воспитательную ценность и благотворно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка. Дежурства помогают решить вопросы нравственно - этического воспитания детей. Нарядно накрытый стол, как известно не только радует глаз, но и способствует хорошему настроению и добрым взаимоотношениям между детьми. Благодаря дежурству в детях воспитываем ответственность, бережное отношение к посуде, хлебу, трудолюбие, старательность, активность, самостоятельность, стремление к взаимопомощи, уважение к труду. Для детей младшего возраста, с учетом их возможностей, дежурство носит характер поручений, которые предлагает взрослый. Ребенок раскладывает на столе ложки, ставит салфетницы, хлебницы. В старшем возрасте дети самостоятельно накрывают столы.
Для четкой организации и эффективного методического сопровождения в группах оформлены стенды «Наше дежурство». Расположены они так, чтобы дети и их родители могли сразу узнать, кто сегодня дежурит.
16. Согласованность в работе взрослых и их руководство организацией питания
В режимных процессах у детей мы формируем навыки личной и общественной гигиены, соблюдения общепринятых норм, этикета.
Профессиональная обязанность воспитателя ДОУ обучить ребенка правилам поведения за столом. Это обучение происходит как на специально организованных занятиях, так и во время приема пищи. В процессе приобщения ребенка к столовому этикету большое внимание уделяем взаимодействию воспитателей с родителями. Согласованность действий в этом вопросе приобретает первостепенное значение. Хорошие манеры приобретаются путем многократных упражнений, а также благодаря среде, в которой постоянно вращаются дети. В данном случае этой средой являются взрослые в дошкольном учреждении. Культурой еды и общения, доброжелательностью мы создаем условия, благодаря которым хорошие манеры поведения за столом вырабатываются достаточно быстро и усваиваются детьми на всю жизнь. Усложнение задач формирования культурно-гигиенических навыков и пользования столовыми приборами происходит последовательно и постепенно с учетом возрастных особенностей ребенка.
Обстановка в группе во время еды - спокойная обстановка. Воспитатели обладают умением преподнести блюдо (нелюбимое, новое), обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, еѐ внешний вид (вид, вкус, запах, полезность).
17. Осуществление административного контроля
Административный контроль организации и качества питания осуществляется заведующим, заместителем заведующего, медицинской сестрой, в рамках полномочий, согласно утвержденному плану контроля, или в соответствии с приказом заведующего ДОУ.
Для осуществления некоторых видов контроля организованы специальные комиссии, состав и полномочия которых определяются и утверждаются приказом заведующего ДОУ. К участию в работе комиссий, в качестве наблюдателей, привлекаются члены Совета ДОУ, родительского комитета и Педагогического совета. Основаниями для проведения контроля являются: план-график; приказ по ДОУ; обращение родителей (законных представителей) и сотрудников ДОУ по поводу нарушения.
Контроль осуществляется с использованием следующих методов: изучение документации; обследование объекта; наблюдение за организацией производственного процесса и процесса питания в группах; беседа с персоналом; ревизия; инструментальный метод (с использованием контрольно-измерительных приборов) и иных правомерных методов, способствующих достижению цели контроля. Контроль осуществляется в виде плановых или оперативных проверок. Плановые проверки осуществляются в соответствии утвержденным заведующим ДОУ планом-графиком на учебный год. Нормирование и тематика контроля находятся в компетенции заведующего ДОУ. Оперативные проверки проводятся с целью получения информации о ходе и результатах организации питания в ДОУ. Результаты оперативного контроля требуют оперативного выполнения предложений и замечаний, которые сделаны проверяющим в ходе изучения вопроса проверяющим.
Таким образом, в МДОУ детский сад «Солнышко» с.Вадинск при проверке питания контролируется:
18. Осуществление родительского контроля
Для осуществления контроля организации питания ежегодно создается общественная комиссия в состав которой входят родители (законные представители) воспитанников МДОУ детский сад «Солнышко» с.Вадинск.
Содержание и порядок проведения контрольной деятельности членами комиссии определяет «Положение об общественном контроле организации питания МДОУ детский сад «Солнышко» с.Вадинск.
Общественная комиссия осуществляет свою деятельность в виде плановых и оперативных проверок Плановая – комплексная проверка организации питания в соответствии с утвержденным на календарный год планом – графиком. Оперативная – проверка проводимая для установления факта нарушения или урегулирования конфликтной ситуации.
Результаты контрольной деятельности общественной комиссии оформляются в виде справки по итогам проведения общественного контроля для анализа выявленных нарушений, принятие мер по их предупреждению и принятия управленческих решений по улучшению организации питания в МДОУ детский сад «Солнышко» с.Вадинск .
19. Наличие информационных стендов
В МДОУ детский сад «Солнышко» с.Вадинск имеются информационные стенды по организации питания в детском саду. Информация на стендах актуальная, сменяемая и соответствует предъявляемым требованиям. Стенды расположены рядом в каждой группе (ежедневное меню) .
20. Наличие информации на сайте ДОУ
На официальном сайте учреждения имеется странички по организации питания в детском саду.